В любом проекте и начинании есть 3 стадии:
- Стадия интереса и делания;
- Стадия терпения и профессионализм;
- Стадия завершения или "дожим".
Ниже прикреплен график, описывающий процессы, которые важно понимать и можно использовать в планировании работ над любым проектом.
В любом начинании на самом старте есть много энергии и желания изучить, вникнуть, сделать круто и т.д.
Пример: Когда начинаешь читать книгу – это всегда интересно и есть голодное желание узнать, что будет дальше. Но в определенный момент времени, когда общий сюжет становится понятным, наступает момент снижения интереса. Обычно у многих это выглядит так: прочитал книгу до середины за 2 дня, а оставшаяся половина книги дочитывается месяц, а то и не дочитывается совсем.
В любом другом проекте происходят те же самые процессы. Приведу пример разработки интернет-проекта, не важно – это одностраничный сайт или большой интернет-магазин. Разработка интернет-проекта, как правило, состоит из этапов: прототипирование, дизайн, верстка, разработка, релиз и тестирование трафика.
В точке 0 у всей команды вместе с заказчиком много энергии и желания сделать самый крутой проект: много идей как это сделать.
Через некоторое время наступает период, когда уже много подготовительной работы сделано: проект приобретает скелет и становится понятно то, как он будет выглядеть. Цели и задачи, которые ставились в точке 0, становятся обычными и в этот момент появляется желание скорректировать конечную задачу, которая была обозначена в точке 0.
Это самое плохое, что может произойти с проектом: изменение конечной задачи в середине проекта. Корректировка обычно выглядит в виде появления новых идей, что можно добавить и в результате начинаются корректировки на уровне прототипа или дизайна.
На графике этот период обозначен точка 1. В этот момент у всей команды начинается спад интереса к проекту, так как доработки – это рутинные задачи, которые не требуют творчества. Особенно тяжело эти задачи даются дизайнерам. Период от точки 1 до точки 2 на графике – это время терпения и в этом периоде решается судьба проекта.
Очень часто на этом уровне проекты "умирают".
В этот период времени проект становится уже менее интересный, и накопленная энергия начинает снижаться. Скорость снижения энергии зависит от умения руководителя проекта сохранять интерес команды: чем профессиональнее руководитель, тем больше можно сохранить энергию команды.
В этот момент происходит разногласие виденья развития проекта.
Например: заказчика и исполнителей.
Виденье заказчика, как правило, в этот период времени меняется по причине того, что в точке 0 заказчик проекта является идейным вдохновителем и генератором идей. В точке 1, когда пройден определенный путь, идей становится еще больше и часть из тех идей, которые были в начале, перестают удовлетворять в тот момент, когда проект приобретает понятный силуэт: структуру, дизайн, контент и т.д.
В период от точки 0 до точки 1 вся команда растет в рамках работы над проектом: изучает его и к точке 1 становится понятно, что многие идеи, которые были на старте, уже морально устарели. Подойдя к точке 1 можно сказать, что картина мира у идейного вдохновителя меняется. Появляются новые идеи, которые снова хочется воплотить в жизнь в рамках проекта.
После точки 2 наступает период "дожима".
В этом периоде остается только рутинная работа: верстка, программирование и т.д. В зависимости от того, насколько проект затянулся на этапе от точки 1 до точки 2, будет зависеть скорость завершения этих этапов.
Зачастую бывает так, что во время верстки и программирования появляется еще много идей, которые снова хочется воплотить в жизнь, а это значит: откатиться на этап прототипирования и дизайна. Для команды это выглядит как бесконечный проект, у которого нет конца.
И проект переходит в стадию "лишь бы сдать".
Это еще один достаточно сложный период времени для руководителя проекта, в котором нужно взять всю волю в кулак и дожать проект до логического конца или релиза.
В этот момент, как правило, заканчиваются финансы и очень сильно снижается энергия.
Данный пример прохождения этапов подходит для любой жизненной ситуации: начиная от чтения книги, заканчивая ремонтом в квартире и т.д.
Несколько советов как реализовать интернет проект и не потратить все силы в ходе разработки:
- Организовать "мозговой штурм" идей заказчика и исполнителей проекта в видении конечного продукта.
- Проанализировать предложенные идеи: что "важно" и "не важно". Договориться и оставить только те, которые удовлетворяют обе стороны.
- Четко сформулировать алгоритм задач в точке 0 на все этапы разработки.
- Не менять и не вносить глобальные корректировки задач в ходе проекта.
- Записывать все идеи для следующего релиза.
- Не быть перфекционистом: любой проект можно улучшить.
- Смириться с тем, что идеальных проектов не бывает.
- Соблюдать сроки этапов разработки.
- Запустить проект даже в том случае, если в середине проекта стало понятно, что многое нужно изменить и поправить.
- Добежать до первого релиза.
- Следующий релиз для команды – это новый проект, в котором будет та же самая точка 0 и появится новая энергия. Психологически очень сложно долгое время концентрироваться на решении одной задачи, поэтому руководителю проекта нужно понимать и четко формулировать задачи исполнителям. Это позволит не слить проект.
Для более глубокого изучения вопроса рекомендую ознакомиться с методологией Agile.